УЦСБ
Решения
  • Информационная безопасность
    • Анализ защищенности
    • Безопасный удаленный доступ
    • Возможности вендоров по предоставлению лицензий для удаленного доступа
    • Обеспечение информационной безопасности
    • Безопасность промышленных систем автоматизации и управления
    • Консалтинг по ИБ и ИТ
    • Сервисная поддержка по вопросам ИБ
    • Обеспечение безопасности ПДн и ГИС
    • Выполнение требований Положений Банка России №683-П и №684-П
  • Информационные технологии
    • Цифровая трансформация
    • Сети передачи данных
    • Информационная инфраструктура
    • Информационные сервисы
    • Мультимедийные проекты
    • Сервисы взаимодействия
  • Инженерные системы
    • Центры обработки данных
    • Комплексные системы безопасности (КСБ)
    • Системы видеонаблюдения
    • Системы пожарной сигнализации
    • Системы объектовой охранной сигнализации
    • Системы защиты периметра
    • Системы контроля и управления доступом
    • Инженерно-технические сооружения
  • Примеры решений
    • Система автоматизации процессов управления информационной безопасностью (САПУИБ) на базе eplat4m
      • Модуль Eplat4m «Управление соответствием требованиям по ИБ. САПУИБ-И»
      • Модуль Eplat4m «Управление инцидентами информационной безопасности. САПУИБ-И»
      • Модуль Eplat4m «Управление классификацией объектов защиты. САПУИБ-И»
    • Efros Defence Operations
    • Защищенная система управления базами данных Jatoba
    • Efros Config Inspector
    • Система диспетчеризации ЦОД DATCHECK
    • UDV ePlat4m КИИ
    • UDV DATAPK Industrial Kit
    • Система управления событиями ИБ
    • Система управления учетными записями и правами пользователей
Продукты и услуги
  • Центр кибербезопасности
  • УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
  • DevSecOps-решение Apsafe
  • Импортозамещение
  • Проектирование АСУ
  • 187-ФЗ
  • Консалтинг ИБ
  • Сервисная поддержка
  • ИТ-услуги и продукты
  • Собственные продукты и разработка ПО
Компания
  • Об УЦСБ
  • Лицензии и сертификаты
  • Партнеры
  • Награды и рейтинги
  • СМК
  • Охрана труда
  • Политика обработки ПДн
Мероприятия
  • Ближайшие мероприятия
  • Прошедшие мероприятия
  • Записи вебинаров
    • Серия вебинаров «Безопасность КИИ и требования 187-ФЗ»
    • Серия вебинаров «SecOps от УЦСБ»
    • Вебинар «Построение системы мониторинга ИБ АСУ ТП»
    • Вебинар «DATAPK: на страже АСУ ТП»
    • Вебинар «Анализ защищенности сети предприятия»
    • Вебинар «Офис на удаленке: эффективная и безопасная работа»
    • Серия вебинаров «Безопасность финансовых организаций»
    • Записи вебинара «Российское программное обеспечение. Методология перехода»
    • Серия вебинаров «Кибербезопасность АСУ ТП»
    • Серия вебинаров ИБ. Стратегия обороны
    • Серия вебинаров УЦСБ. Держи марку!
    • Серия вебинаров ИБ АСУ ТП NON-STOP
Пресс-центр
Карьера
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    +7 (343) 379-98-34
    Заказать звонок
    info@ussc.ru 

    Россия, 620100, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, 6
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    • Хабр
    +7 (343) 379-98-34
    Заказать звонок
    УЦСБ
    Решения
    • Информационная безопасность
    • Информационные технологии
    • Инженерные системы
    • Примеры решений
    Продукты и услуги
    • Центр кибербезопасности
    • УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
    • DevSecOps-решение Apsafe
    • Импортозамещение
    • Проектирование АСУ
    • 187-ФЗ
    • Консалтинг ИБ
    • Сервисная поддержка
    • ИТ-услуги и продукты
    • Собственные продукты и разработка ПО
    Компания
    • Об УЦСБ
    • Лицензии и сертификаты
    • Партнеры
    • Награды и рейтинги
    • СМК
    • Охрана труда
    • Политика обработки ПДн
    Мероприятия
    • Ближайшие мероприятия
    • Прошедшие мероприятия
    • Записи вебинаров
    Пресс-центр
    Карьера
    Контакты
      УЦСБ
      Решения
      • Информационная безопасность
      • Информационные технологии
      • Инженерные системы
      • Примеры решений
      Продукты и услуги
      • Центр кибербезопасности
      • УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
      • DevSecOps-решение Apsafe
      • Импортозамещение
      • Проектирование АСУ
      • 187-ФЗ
      • Консалтинг ИБ
      • Сервисная поддержка
      • ИТ-услуги и продукты
      • Собственные продукты и разработка ПО
      Компания
      • Об УЦСБ
      • Лицензии и сертификаты
      • Партнеры
      • Награды и рейтинги
      • СМК
      • Охрана труда
      • Политика обработки ПДн
      Мероприятия
      • Ближайшие мероприятия
      • Прошедшие мероприятия
      • Записи вебинаров
      Пресс-центр
      Карьера
      Контакты
        УЦСБ
        УЦСБ
        • Решения
          • Назад
          • Решения
          • Информационная безопасность
            • Назад
            • Информационная безопасность
            • Анализ защищенности
            • Безопасный удаленный доступ
            • Возможности вендоров по предоставлению лицензий для удаленного доступа
            • Обеспечение информационной безопасности
            • Безопасность промышленных систем автоматизации и управления
            • Консалтинг по ИБ и ИТ
            • Сервисная поддержка по вопросам ИБ
            • Обеспечение безопасности ПДн и ГИС
            • Выполнение требований Положений Банка России №683-П и №684-П
          • Информационные технологии
            • Назад
            • Информационные технологии
            • Цифровая трансформация
            • Сети передачи данных
            • Информационная инфраструктура
            • Информационные сервисы
            • Мультимедийные проекты
            • Сервисы взаимодействия
          • Инженерные системы
            • Назад
            • Инженерные системы
            • Центры обработки данных
            • Комплексные системы безопасности (КСБ)
            • Системы видеонаблюдения
            • Системы пожарной сигнализации
            • Системы объектовой охранной сигнализации
            • Системы защиты периметра
            • Системы контроля и управления доступом
            • Инженерно-технические сооружения
          • Примеры решений
            • Назад
            • Примеры решений
            • Система автоматизации процессов управления информационной безопасностью (САПУИБ) на базе eplat4m
              • Назад
              • Система автоматизации процессов управления информационной безопасностью (САПУИБ) на базе eplat4m
              • Модуль Eplat4m «Управление соответствием требованиям по ИБ. САПУИБ-И»
              • Модуль Eplat4m «Управление инцидентами информационной безопасности. САПУИБ-И»
              • Модуль Eplat4m «Управление классификацией объектов защиты. САПУИБ-И»
            • Efros Defence Operations
            • Защищенная система управления базами данных Jatoba
            • Efros Config Inspector
            • Система диспетчеризации ЦОД DATCHECK
            • UDV ePlat4m КИИ
            • UDV DATAPK Industrial Kit
            • Система управления событиями ИБ
            • Система управления учетными записями и правами пользователей
        • Продукты и услуги
          • Назад
          • Продукты и услуги
          • Центр кибербезопасности
          • УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
          • DevSecOps-решение Apsafe
          • Импортозамещение
          • Проектирование АСУ
          • 187-ФЗ
          • Консалтинг ИБ
          • Сервисная поддержка
          • ИТ-услуги и продукты
          • Собственные продукты и разработка ПО
        • Компания
          • Назад
          • Компания
          • Об УЦСБ
          • Лицензии и сертификаты
          • Партнеры
          • Награды и рейтинги
          • СМК
          • Охрана труда
          • Политика обработки ПДн
        • Мероприятия
          • Назад
          • Мероприятия
          • Ближайшие мероприятия
          • Прошедшие мероприятия
          • Записи вебинаров
            • Назад
            • Записи вебинаров
            • Серия вебинаров «Безопасность КИИ и требования 187-ФЗ»
            • Серия вебинаров «SecOps от УЦСБ»
            • Вебинар «Построение системы мониторинга ИБ АСУ ТП»
            • Вебинар «DATAPK: на страже АСУ ТП»
            • Вебинар «Анализ защищенности сети предприятия»
            • Вебинар «Офис на удаленке: эффективная и безопасная работа»
            • Серия вебинаров «Безопасность финансовых организаций»
            • Записи вебинара «Российское программное обеспечение. Методология перехода»
            • Серия вебинаров «Кибербезопасность АСУ ТП»
            • Серия вебинаров ИБ. Стратегия обороны
            • Серия вебинаров УЦСБ. Держи марку!
            • Серия вебинаров ИБ АСУ ТП NON-STOP
        • Пресс-центр
        • Карьера
        • Контакты
        • +7 (343) 379-98-34
        info@ussc.ru 

        Россия, 620100, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, 6
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Хабр
        • Главная
        • Пресс-центр
        • Новости
        • Обзор изменений в законодательстве за апрель 2019

        Обзор изменений в законодательстве за апрель 2019

        16 мая 2019
        Новости

        Автор: Анастасия Заведенская, помощник аналитика

        В апреле 2019 года произошли давно ожидаемые специалистами по информационной безопасности изменения в законодательстве по безопасности критической информационной инфраструктуры, а также общественные обсуждения административной ответственности за несоблюдение этого законодательства. Кроме того, произошли изменения в части правового регулирования государственных информационных систем.

        Изменения в области обеспечения ИБ критической информационной инфраструктуры

        16 апреля 2019 года было опубликовано Постановление Правительства РФ от 13.04.2019 № 452 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127» (далее по тексту – ПП № 127). Постановления Правительства вступают в силу по истечении семи дней после официального опубликования, следовательно, изменения в ПП №127 вступили в силу 24 апреля 2019 года.

        В соответствии с изменениями, государственные органы и учреждения в срок до 1 сентября 2019 г должны утвердить перечни объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), подлежащих категорированию. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей этот срок носит рекомендательный характер.

        Из основных нововведений правил категорирования объектов КИИ можно выделить следующие:

        • теперь достаточно лишь одного показателя критериев значимости, по которому объект КИИ соответствует высшей 1 категории значимости (при наличии такой категории по всем остальным показателям расчёты не проводятся);
        • состав комиссии по категорированию больше не ограничен перечнем п.11 ПП №127. По решению руководителя в неё можно включить любого работника предприятия;
        • филиалы и представительства теперь тоже могут иметь свои отдельные комиссии по категорированию на местах, подконтрольный основной комиссии субъекта КИИ;
        • комиссия по категорированию отныне действует постоянно и при создании любого нового объекта КИИ должна проводить оценку необходимости его категорирования;
        • акт о результатах категорирования может быть общим для всех объектов КИИ;
        • пересмотр категории объектов КИИ должен осуществляться не только раз в 5 лет, но и в случае изменения показателей критериев значимости.

        Постановление Правительства РФ от 13.04.2019 № 452 вносит изменения и в сами показатели критериев значимости, что как раз-таки ведёт к пересмотру субъектами КИИ уже присвоенных категорий объектов КИИ. Если сведения о результатах категорирования уже были направлены во ФСТЭК России, то комиссия по категорированию должна провести пересмотр установленных категорий значимости (решений об отсутствии необходимости присвоения категории), закрепив результаты актом. В случае изменения у какого-либо объекта КИИ категории значимости необходимо направить сведения во ФСТЭК России.

        19 апреля 2019 г. опубликован Приказ ФСТЭК России от 21.03.2019 № 59 «О внесении изменений в форму направления сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий, утвержденную приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 22 декабря 2017 г. № 236». Изменения вступили в силу 30 апреля 2019 г.

        Опубликованный приказ не имеет особых отличий от текста проекта приказа, доработанного по итогам обсуждения. Обзор проекта приказа можно прочитать в обзоре изменений законодательства ИБ за февраль 2019 г. Анализ изменений представлен в таблице.

        Сведения об ОКИИ

        Было

        Стало

        Наименование объекта

        +

        +

        (уточнения, что объектами являются ИС, АСУ, ИТКС)

        Адреса размещения объекта, в том числе адреса обособленных подразделений субъекта КИИ, в которых размещаются сегменты распределенного объекта

        +

        +

        (убраны примеры сегментов)

        Критические процессы, которые обеспечиваются объектом

        +

        -

        Тип объекта (ИС, АСУ,ИТКС)

        -

        +

        Информация о структурном подразделении, ответственном за обеспечение безопасности значимых объектов, и его руководителе или информация о специалисте, ответственного за обеспечение безопасности значимых объектов

        +

        +

        (специалист не обязательно штатный)

        ИНН субъекта и КПП его обособленных подразделений, в которых размещаются сегменты распределенного объекта

        -

        +

        Тип доступа к сети электросвязи (проводной, беспроводной), протоколы взаимодействия

        +

        +

        Используемые технологии доступа к сети электросвязи

        +

        -

        ИНН лица, эксплуатирующего объект и КПП его обособленных подразделений, в которых размещаются сегменты распределенного объекта

        -

        +

        Наименования программно-аппаратных средств и их количество

        +

        +

        из примеров исключено производственное оборудование (исполнительные устройства)

        Применяемые средства защиты информации или сведения об отсутствии средств защиты информации

        +

        +

        Ущерб, который может быть причинен в результате возникновения компьютерных инцидентов, или обоснование отсутствия возможности причинения ущерба

        +

        -

        Категория значимости, которая присвоена объекту

        +

        +

        Информация о неприсвоении объекту ни одной из таких категорий

        -

        +

        Полученные значения по каждому из показателей критериев значимости и обоснование или информация о неприменимости показателя к объекту с обоснованием

        +

        +

        (обоснования вынесены отдельным разделом)

        Пояснения к таблице: ИС – информационная система, АСУ – автоматизированная система управления, ИТКС – информационной-телекоммуникационная сеть.

        В этот же день, 19 апреля, был опубликован Приказ ФСТЭК России от 26.03.2019 № 60 «О внесении изменений в Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 декабря 2017 г. № 239». Изменения также вступили в силу 30 апреля 2019 г, а опубликованная версия не обладает значительными отличиями от мартовского проекта приказа.

        Остановимся поподробнее на изменениях в составе мер по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ. Все меры, имеющие номер 0 и касающиеся организационно-распорядительной документации, больше не требуют внедрения и разработки конкретных политик и переформулированы как «регламентация правил и процедур...». На рисунке ниже оранжевым цветом выделены меры, исключенные из базового набора мер для соответствующей категории значимого объекта, а зелёным – добавленные.

        С 15 апреля по 29 апреля 2019 г. прошли общественные обсуждения Проекта Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности объектов критической информационной инфраструктуры)».

        Законопроект предусматривает введение административной ответственности за несоблюдение субъектами КИИ законодательства в области обеспечения безопасности объектов КИИ. В таблице приведена сводка предлагаемых административных штрафов за нарушения.

        Лицо

        Административный штраф

        За что?

        Должностное лицо

        10 000 руб. – 50 000 руб.

        • Нарушение порядка категорирования объектов КИИ.
        • Нарушение требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, ‎за исключением случаев, повлекших причинение вреда КИИ РФ.
        • Нарушение порядка информирования о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов КИИ.
        • Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления во ФСТЭК России сведений о результатах категорирования объекта КИИ
        • Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления информации в ГосСОПКА
        10 000 руб. – 40 000 руб.
        • Нарушение требований к созданию систем безопасности значимых объектов КИИ и обеспечению их функционирования
        20 000 руб. – 50 000 руб.
        • Нарушение порядка обмена информацией о компьютерных инцидентах между субъектами КИИ, между субъектами КИИ и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты
        Юридическое лицо 50 000 руб. – 100 000 руб.
        • Нарушение порядка категорирования объектов КИИ.
        • Нарушение требований к созданию систем безопасности значимых объектов КИИ и обеспечению их функционирования.
        • Нарушение требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, ‎за исключением случаев, повлекших причинение вреда КИИ РФ.
        • Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления во ФСТЭК России сведений о результатах категорирования объекта КИИ
        150 000 руб. – 200 000 руб.
        • Нарушение порядка информирования о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов КИИ
        100 000 руб. – 200 000 руб.
        • Нарушение порядка обмена информацией о компьютерных инцидентах между субъектами КИИ, между субъектами КИИ и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты
        100 000 руб. – 500 000 руб.
        • Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ГосСОПКА информации


        Государственные органы, государственные информационные системы и требования к ним

        17 апреля опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2019 № 454 «О внесении изменения в перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами».

        Постановление Правительства внесло небольшие корректировки для операторов персональных данных (далее – ПДн), являющихся государственными или муниципальными органами. Назначать ответственным за организацию обработки ПДн теперь можно и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы РФ или муниципальной службы, на основании трудового договора.

        Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2019 № 420 «О внесении изменений в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации». Изменения вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем (ГИС) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденные Постановлением Правительства от 06.07.15 №676.

        Теперь требования распространяются не только на органы исполнительной власти, но и на юридических лиц, с которыми заключено соглашение о государственно-частном партнерстве. Также внесены уточнения об обязательности выполнения требований к защите персональных данных, в случае если они обрабатываются в ГИС.

        22 апреля 2019 г. ФСТЭК России опубликовал Проект Приказа «О внесении изменений в Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. № 17». Общественные обсуждения проекта изменений в 17 Приказе ФСТЭК прошли с 22 апреля по 6 мая 2019 г.

        Предлагается дополнить нормы касательно ГИС, функционирование которых предполагается на базе информационной-телекоммуникационной инфраструктуры центров обработки данных. Кроме того, аттестат соответствия предлагается выдавать на весь срок эксплуатации ГИС. Это достаточно противоречиво, так как в том же Приказе № 17 есть указание о применении для проведения аттестации национальных стандартов, а также методических документов, разработанных и утвержденных ФСТЭК России. К таким документам относятся ГОСТ РО 0043-003-2012 «Аттестация объектов информатизации. Общие положения», ГОСТ РО 0043-004-2013 «Программа и методики аттестационных испытаний», в которых установлен конкретный срок, исчисляемый в годах. К методическим документам можно также отнести «Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации» Гостехкомиссия, 25.11.1994 (актуален до сих пор), в котором прописано, что аттестат соответствия выдается на срок не более 3-х лет.

        Обязательных мероприятий по обеспечению защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной ГИС вместо 4 должно стать 7, добавились:

        • планирование мероприятий по защите информации;
        • анализ угроз безопасности информации в ходе эксплуатации ГИС;
        • информирование и обучение персонала.

        Стоит обратить внимание на изменения в ходе контроля за обеспечением уровня защищенности информации, содержащейся в ГИС. Предполагается установить периодичность проведения контроля для 1 класса защищенности – не реже 1 раза в год, а для 2 и 3 класса защищённости – не реже 1 раза в 2 года. При этом контроль может быть проведен как самостоятельно оператором, так и с привлечением организации, имеющей лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

        Ожидаемо исключены уровни контроля отсутствия недекларированных возможностей для средств защиты информации и заменены на требования к уровню доверия. Для ГИС 1 класса защищенности в качестве маршрутизаторов, имеющих доступ к сети Интернет, предлагается ввести требование о сертификации на соответствие требованиям по безопасности информации.

        Минкомсвязи 18 апреля 2019 г. опубликовало проект Постановления Правительства Российской Федерации с целью урегулирования некоторых вопросов выполнения требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, а также дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.

        Проектом предложено разрешить федеральным органам исполнительной власти эксплуатацию ГИС без аттестата соответствия безопасности информации до 1 июля 2020 г. Данный подход позволит спланировать органам исполнительной власти мероприятия по информатизации, направленные на обеспечение защиты информации, содержащей в ГИС, включая получение аттестата соответствия требованиям безопасности информации, на очередной финансовый 2019 год и плановый период 2020-2021 годы. Проектом постановления предлагается установить, что федеральные органы исполнительной власти должны будут получить аттестат соответствия до 1 июля 2020 года.

        Поделиться
        Назад к списку
        Решения
        Информационная безопасность
        Информационные технологии
        Инженерные системы
        Примеры решений
        Продукты и услуги
        Центр кибербезопасности
        УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
        DevSecOps-решение Apsafe
        Импортозамещение
        Проектирование АСУ
        187-ФЗ
        Консалтинг ИБ
        Сервисная поддержка
        ИТ-услуги и продукты
        Собственные продукты и разработка ПО
        Компания
        Об УЦСБ
        Лицензии и сертификаты
        Партнеры
        Награды и рейтинги
        СМК
        Охрана труда
        Политика обработки ПДн
        Пресс-центр
        Карьера
        Контакты
        Подписка на рассылку
        +7 (343) 379-98-34
        Заказать звонок
        info@ussc.ru 

        Россия, 620100, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, 6
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Хабр
        Политика конфиденциальности
        © 2025 ООО «УЦСБ». Все права защищены.
        Разработка сайта IT Cloud
        Продолжая пользоваться нашим сайтом, Вы даете согласие на обработку ваших cookie файлов. Мы используем cookie-файлы, для того, чтобы получать статистику, которая помогает показывать вам самые интересные и выгодные предложения. Вы можете отключить cookie-файлы в настройках браузера.
        Заказать звонок
        Обратная связь
        Задать вопрос эксперту
        Офисы