УЦСБ
Решения
  • Информационная безопасность
    • Анализ защищенности
    • Безопасный удаленный доступ
    • Возможности вендоров по предоставлению лицензий для удаленного доступа
    • Обеспечение информационной безопасности
    • Безопасность промышленных систем автоматизации и управления
    • Консалтинг по ИБ и ИТ
    • Сервисная поддержка по вопросам ИБ
    • Обеспечение безопасности ПДн и ГИС
    • Выполнение требований Положений Банка России №683-П и №684-П
  • Информационные технологии
    • Цифровая трансформация
    • Сети передачи данных
    • Информационная инфраструктура
    • Информационные сервисы
    • Мультимедийные проекты
    • Сервисы взаимодействия
  • Инженерные системы
    • Центры обработки данных
    • Комплексные системы безопасности (КСБ)
    • Системы видеонаблюдения
    • Системы пожарной сигнализации
    • Системы объектовой охранной сигнализации
    • Системы защиты периметра
    • Системы контроля и управления доступом
    • Инженерно-технические сооружения
  • Примеры решений
    • Система автоматизации процессов управления информационной безопасностью (САПУИБ) на базе eplat4m
      • Модуль Eplat4m «Управление соответствием требованиям по ИБ. САПУИБ-И»
      • Модуль Eplat4m «Управление инцидентами информационной безопасности. САПУИБ-И»
      • Модуль Eplat4m «Управление классификацией объектов защиты. САПУИБ-И»
    • Efros Defence Operations
    • Защищенная система управления базами данных Jatoba
    • Efros Config Inspector
    • Система диспетчеризации ЦОД DATCHECK
    • UDV ePlat4m КИИ
    • UDV DATAPK Industrial Kit
    • Система управления событиями ИБ
    • Система управления учетными записями и правами пользователей
Продукты и услуги
  • Центр кибербезопасности
  • УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
  • DevSecOps-решение Apsafe
  • Импортозамещение
  • Проектирование АСУ
  • 187-ФЗ
  • Консалтинг ИБ
  • Сервисная поддержка
  • ИТ-услуги и продукты
  • Собственные продукты и разработка ПО
Компания
  • Об УЦСБ
  • Лицензии и сертификаты
  • Партнеры
  • Награды и рейтинги
  • СМК
  • Охрана труда
  • Политика обработки ПДн
Мероприятия
  • Ближайшие мероприятия
  • Прошедшие мероприятия
  • Записи вебинаров
    • Серия вебинаров «Безопасность КИИ и требования 187-ФЗ»
    • Серия вебинаров «SecOps от УЦСБ»
    • Вебинар «Построение системы мониторинга ИБ АСУ ТП»
    • Вебинар «DATAPK: на страже АСУ ТП»
    • Вебинар «Анализ защищенности сети предприятия»
    • Вебинар «Офис на удаленке: эффективная и безопасная работа»
    • Серия вебинаров «Безопасность финансовых организаций»
    • Записи вебинара «Российское программное обеспечение. Методология перехода»
    • Серия вебинаров «Кибербезопасность АСУ ТП»
    • Серия вебинаров ИБ. Стратегия обороны
    • Серия вебинаров УЦСБ. Держи марку!
    • Серия вебинаров ИБ АСУ ТП NON-STOP
Пресс-центр
Карьера
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    +7 (343) 379-98-34
    Заказать звонок
    info@ussc.ru 

    Россия, 620100, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, 6
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    • Хабр
    +7 (343) 379-98-34
    Заказать звонок
    УЦСБ
    Решения
    • Информационная безопасность
    • Информационные технологии
    • Инженерные системы
    • Примеры решений
    Продукты и услуги
    • Центр кибербезопасности
    • УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
    • DevSecOps-решение Apsafe
    • Импортозамещение
    • Проектирование АСУ
    • 187-ФЗ
    • Консалтинг ИБ
    • Сервисная поддержка
    • ИТ-услуги и продукты
    • Собственные продукты и разработка ПО
    Компания
    • Об УЦСБ
    • Лицензии и сертификаты
    • Партнеры
    • Награды и рейтинги
    • СМК
    • Охрана труда
    • Политика обработки ПДн
    Мероприятия
    • Ближайшие мероприятия
    • Прошедшие мероприятия
    • Записи вебинаров
    Пресс-центр
    Карьера
    Контакты
      УЦСБ
      Решения
      • Информационная безопасность
      • Информационные технологии
      • Инженерные системы
      • Примеры решений
      Продукты и услуги
      • Центр кибербезопасности
      • УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
      • DevSecOps-решение Apsafe
      • Импортозамещение
      • Проектирование АСУ
      • 187-ФЗ
      • Консалтинг ИБ
      • Сервисная поддержка
      • ИТ-услуги и продукты
      • Собственные продукты и разработка ПО
      Компания
      • Об УЦСБ
      • Лицензии и сертификаты
      • Партнеры
      • Награды и рейтинги
      • СМК
      • Охрана труда
      • Политика обработки ПДн
      Мероприятия
      • Ближайшие мероприятия
      • Прошедшие мероприятия
      • Записи вебинаров
      Пресс-центр
      Карьера
      Контакты
        УЦСБ
        УЦСБ
        • Решения
          • Назад
          • Решения
          • Информационная безопасность
            • Назад
            • Информационная безопасность
            • Анализ защищенности
            • Безопасный удаленный доступ
            • Возможности вендоров по предоставлению лицензий для удаленного доступа
            • Обеспечение информационной безопасности
            • Безопасность промышленных систем автоматизации и управления
            • Консалтинг по ИБ и ИТ
            • Сервисная поддержка по вопросам ИБ
            • Обеспечение безопасности ПДн и ГИС
            • Выполнение требований Положений Банка России №683-П и №684-П
          • Информационные технологии
            • Назад
            • Информационные технологии
            • Цифровая трансформация
            • Сети передачи данных
            • Информационная инфраструктура
            • Информационные сервисы
            • Мультимедийные проекты
            • Сервисы взаимодействия
          • Инженерные системы
            • Назад
            • Инженерные системы
            • Центры обработки данных
            • Комплексные системы безопасности (КСБ)
            • Системы видеонаблюдения
            • Системы пожарной сигнализации
            • Системы объектовой охранной сигнализации
            • Системы защиты периметра
            • Системы контроля и управления доступом
            • Инженерно-технические сооружения
          • Примеры решений
            • Назад
            • Примеры решений
            • Система автоматизации процессов управления информационной безопасностью (САПУИБ) на базе eplat4m
              • Назад
              • Система автоматизации процессов управления информационной безопасностью (САПУИБ) на базе eplat4m
              • Модуль Eplat4m «Управление соответствием требованиям по ИБ. САПУИБ-И»
              • Модуль Eplat4m «Управление инцидентами информационной безопасности. САПУИБ-И»
              • Модуль Eplat4m «Управление классификацией объектов защиты. САПУИБ-И»
            • Efros Defence Operations
            • Защищенная система управления базами данных Jatoba
            • Efros Config Inspector
            • Система диспетчеризации ЦОД DATCHECK
            • UDV ePlat4m КИИ
            • UDV DATAPK Industrial Kit
            • Система управления событиями ИБ
            • Система управления учетными записями и правами пользователей
        • Продукты и услуги
          • Назад
          • Продукты и услуги
          • Центр кибербезопасности
          • УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
          • DevSecOps-решение Apsafe
          • Импортозамещение
          • Проектирование АСУ
          • 187-ФЗ
          • Консалтинг ИБ
          • Сервисная поддержка
          • ИТ-услуги и продукты
          • Собственные продукты и разработка ПО
        • Компания
          • Назад
          • Компания
          • Об УЦСБ
          • Лицензии и сертификаты
          • Партнеры
          • Награды и рейтинги
          • СМК
          • Охрана труда
          • Политика обработки ПДн
        • Мероприятия
          • Назад
          • Мероприятия
          • Ближайшие мероприятия
          • Прошедшие мероприятия
          • Записи вебинаров
            • Назад
            • Записи вебинаров
            • Серия вебинаров «Безопасность КИИ и требования 187-ФЗ»
            • Серия вебинаров «SecOps от УЦСБ»
            • Вебинар «Построение системы мониторинга ИБ АСУ ТП»
            • Вебинар «DATAPK: на страже АСУ ТП»
            • Вебинар «Анализ защищенности сети предприятия»
            • Вебинар «Офис на удаленке: эффективная и безопасная работа»
            • Серия вебинаров «Безопасность финансовых организаций»
            • Записи вебинара «Российское программное обеспечение. Методология перехода»
            • Серия вебинаров «Кибербезопасность АСУ ТП»
            • Серия вебинаров ИБ. Стратегия обороны
            • Серия вебинаров УЦСБ. Держи марку!
            • Серия вебинаров ИБ АСУ ТП NON-STOP
        • Пресс-центр
        • Карьера
        • Контакты
        • +7 (343) 379-98-34
        info@ussc.ru 

        Россия, 620100, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, 6
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Хабр
        • Главная
        • Пресс-центр
        • Новости
        • Обзор изменений в законодательстве за сентябрь 2020

        Обзор изменений в законодательстве за сентябрь 2020

        23 октября 2020
        Новости

        Автор: Заведенская Анастасия, аналитик

        В сентябре 2020 года:

        • ФСТЭК России инициировала изменения по приведению в соответствие реестровой модели оказываемых ей государственных услуг по лицензированию.
        • Минцифры России (в прошлом – Минкомсвязь России) разработало проект федерального закона, предлагающего изменения в законодательстве о персональных данных.
        • В области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры выпущены изменения в Приказ ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. № 239 и новый приказ о порядке согласования подключения значимых объектов к сетям связи общего пользования.
        • Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам запустил публикацию еженедельной статистики по своей работе.

        Лицензирование видов деятельности по защите информации

        ФСТЭК России 9 сентября 2020 г. опубликовала проект постановления Правительства РФ О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее – СЗКИ), утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 171 (далее – Проект).

        Разработка Проекта обусловлена вступлением в силу с 1 января 2021 г. изменений, вводимых Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 478-ФЗ). Проект направлен на приведение Положения о лицензировании деятельности по разработке и производству СЗКИ в соответствие ‎с внедренной Законом № 478-ФЗ реестровой моделью предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности.

        Кроме того, Проектом исключаются из Положения о лицензировании деятельности по разработке и производству СЗКИ ссылки на утратившие силу пункты Федерального закона ‎«О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

        Следом 10 сентября 2020 г. был опубликован аналогичный Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. № 79. Предлагаемые этим проектом изменения также направлены на приведение деятельности по лицензированию в соответствие с новой реестровой моделью предоставления государственных услуг. Реестровая модель подразумевает переход от предоставления результата госуслуги в виде бумажного документа к записи в электронном реестре.

        Следствием указанных инициатив стали проекты изменений в административные регламенты по предоставлению государственной услуги ФСТЭК России в связи с вводом реестровой модели:

        • Проект приказа ФСТЭК России «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденный приказом ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. № 134».
        • Проект приказа ФСТЭК России «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденный приказом ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. № 133».

        Персональные данные

        9 сентября 2020 г. Минцифры России опубликовало Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» в части установления основ правового регулирования обязательных требований» (далее – Проект ФЗ).

        Проект ФЗ определяет конкретный перечень областей регулирования, связанных с обработкой персональных данных (далее – ПДн), требования которых определяются как обязательные, а именно:

        • соблюдение принципов обработки ПДн;
        • установление правовых оснований обработки ПДн;
        • поручение оператором обработки ПДн другому лицу;
        • соблюдение конфиденциальности ПДн;
        • согласие субъекта ПДн на обработку его ПДн;
        • обработка специальных категорий ПДн;
        • обработка биометрических ПДн;
        • трансграничная передача ПДн;
        • обработка ПДн в государственных или муниципальных информационных системах ПДн;
        • предоставление субъекту ПДн информации, касающейся обработки его ПДн;
        • обработка ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации (в части установления правовых оснований для осуществления такой обработки и ее прекращения);
        • защита прав субъектов ПДн при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их ПДн;
        • действия оператора при сборе ПДн;
        • обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ;
        • действия оператора при обращении к нему субъекта ПДн либо при получении запроса субъекта ПДн или его представителя;
        • устранение нарушений законодательства, допущенных при обработке ПДн, по уточнению, блокированию и уничтожению ПДн;
        • уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов ПДн о намерении осуществлять обработку ПДн;
        • порядок и условия назначения лица, ответственного за организацию обработки ПДн в организации;
        • полномочия лица, ответственного за организацию обработки ПДн в организации;
        • хранение и уничтожение ПДн;
        • обработка ПДн, осуществляемая без использования средств автоматизации;
        • обеспечение безопасности ПДн при их обработке;
        • обезличивание ПДн.

        Следует отметить, что была получена отрицательная оценка регулирующего воздействия Проекта ФЗ. В частности, отмечается, что используемые разработчиком в Проекте ФЗ формулировки ‎не позволяют систематизировать обязательные нормы в полной мере, поскольку перечень групп обязательных требований не является закрытым. Кроме того, отмечается, что систематизация обязательных требований должна иметь четкую структуру и определять все конкретные требования, которые будут полноценно раскрыты в подзаконных актах.

        Обеспечение безопасности значимых объектов КИИ

        14 сентября 2020 г. официально опубликован приказ ФСТЭК России от 20.02.2020 № 35 «О внесении изменений в Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 декабря 2017 г. № 239» (далее – Приказ № 35).

        Приказ № 35 был подписан ФСТЭК России ещё 20 февраля 2020 г., но регистрацию в Минюст России прошел только в сентябре. В целом, основные изменения, вводимые Приказом № 35, были представлены еще в проекте приказа ФСТЭК России, который был рассмотрен в обзоре изменений законодательства за февраль.

        Из новых положений в области защиты значимых объектов критической информационной инфраструктуры (далее – КИИ), вводимых Приказом № 35 и вступивших в силу с 25 сентября 2020 г., можно выделить следующие:

        • Модернизацией теперь официально считается изменение архитектуры значимого объекта КИИ, в том числе подсистемы его безопасности, в соответствии с отдельным техническим заданием (далее – ТЗ) на модернизацию значимого объекта КИИ и (или) ТЗ (частным ТЗ) на модернизацию подсистемы безопасности значимого объекта.
        • Оценка выполнения требований по безопасности, предъявляемых к программным и программно-аппаратным средствам, в том числе средствам защиты информации (далее – СрЗИ) должна включаться в программы и методики предварительных испытаний.
        • Удаленный доступ к программным и программно-аппаратным средствам, в т.ч. СрЗИ, для обновления или управления можно предоставлять не только работникам субъекта КИИ, как это было раньше, но также работниками его дочерних и зависимых обществ. При этом сделано послабление и для предоставления удаленного доступа другим лицам, кроме вышеупомянутых, однако только при условии наличия компенсирующих мер по защите, установленных Приказом № 35.
        • Теперь на территории РФ должны размещаться не только технические средства, осуществляющие хранение и обработку информации, значимых объектов КИИ 1 категории, но и технические средства объектов КИИ 2 категории значимости.

        С 1 января 2023 года вступят в силу требования Приказа № 35 к оценке соответствия СрЗИ в форме приемки или испытаний, а также к прикладному программному обеспечению (далее – ПО) значимых объектов КИИ. Не встроенные в общесистемное и прикладное ПО СрЗИ, оценка соответствия которых проводится в форме испытаний или приемки, дополнительно должны будут соответствовать 6 или более высокому уровню доверия.

        Таким образом, в действующей редакции Приказа ФСТЭК России № 239, оценку соответствия СрЗИ необходимо проводить только по тем требованиям к функциям безопасности, которые были установлены в ТЗ на создание значимого объекта КИИ и (или) ТЗ (частное ТЗ) на создание подсистемы безопасности значимого объекта КИИ. Для СрЗИ, планируемых к внедрению в рамках создания (модернизации или реконструкции, ремонта) значимых объектов КИИ, после 1 января 2023 г. кроме описанной выше оценки соответствия необходимо будет проводить оценку соответствия по 6 (шестому) или более высокому уровню доверия.

        Прикладное ПО значимых объектов КИИ с января 2023 г. должно будет соответствовать требованиям:

        • по безопасной разработке ПО;
        • к испытаниям по выявлению уязвимостей в ПО;
        • к поддержке безопасности ПО.

        Подключение значимых объектов КИИ к сетям связи общего пользования

        Следом, 15 сентября 2020 г. был официально опубликован Приказ ФСТЭК России от 28.05.2020 № 75 «Об утверждении Порядка согласования субъектом критической информационной инфраструктуры Российской Федерации с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю подключения значимого объекта критической информационной инфраструктуры Российской Федерации к сети связи общего пользования» (далее – Порядок).

        Порядок вступил в силу 26 сентября 2020 г. и устанавливает процедуру согласования со ФСТЭК России подключения значимых объектов КИИ к сети связи общего пользования. При этом, если значимый объект КИИ с подключением к сети связи общего пользования уже был внесен в реестр значимых объектов КИИ с соответствующей информацией до 26 сентября 2020 г., то согласование со ФСТЭК России не нужно.

        При этом для согласования необходимо будет также предоставить во ФСТЭК России:

        • копии моделей угроз безопасности информации значимого объекта КИИ;
        • копии протоколов испытаний, содержащих результаты оценки соответствия СрЗИ (для СрЗИ, прошедших оценку соответствия в форме испытаний, приемки);
        • схему организации связи (в случае предоставления оператором связи субъекту КИИ цифровых каналов связи).

        Инфографика от НКЦКИ

        Из интересных новостей за сентябрь 2020 года стоит отметить, что с 7 сентября Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ) еженедельно публикует статистику, полученную по результатам своей деятельности.

        Статистика представляется в форме инфографики, содержащей информацию о количестве выявленных различных видов компьютерных инцидентов, а также о количестве выданных рекомендаций по повышению защищенности, бюллетеней об актуальных уязвимостях от НКЦКИ и др. Ознакомиться со статистикой можно в новом разделе сайта www.safe-surf.ru – «Статистика НКЦКИ». В заключении приведу пример основных результатов деятельности НКЦКИ за последнюю неделю сентября 2020 года.

        2409-300920_1000.jpg

        Поделиться
        Назад к списку
        Решения
        Информационная безопасность
        Информационные технологии
        Инженерные системы
        Примеры решений
        Продукты и услуги
        Центр кибербезопасности
        УЦСБ SOC (центр мониторинга ИБ)
        DevSecOps-решение Apsafe
        Импортозамещение
        Проектирование АСУ
        187-ФЗ
        Консалтинг ИБ
        Сервисная поддержка
        ИТ-услуги и продукты
        Собственные продукты и разработка ПО
        Компания
        Об УЦСБ
        Лицензии и сертификаты
        Партнеры
        Награды и рейтинги
        СМК
        Охрана труда
        Политика обработки ПДн
        Пресс-центр
        Карьера
        Контакты
        Подписка на рассылку
        +7 (343) 379-98-34
        Заказать звонок
        info@ussc.ru 

        Россия, 620100, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, 6
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Хабр
        Политика конфиденциальности
        © 2025 ООО «УЦСБ». Все права защищены.
        Разработка сайта IT Cloud
        Продолжая пользоваться нашим сайтом, Вы даете согласие на обработку ваших cookie файлов. Мы используем cookie-файлы, для того, чтобы получать статистику, которая помогает показывать вам самые интересные и выгодные предложения. Вы можете отключить cookie-файлы в настройках браузера.
        Заказать звонок
        Обратная связь
        Задать вопрос эксперту
        Офисы